Итоги,
26 декабря 2011 г.
То еще ТО
482 просмотра
Новый год — новый техосмотр. Повесив на стенку свежий календарь, российские автовладельцы окажутся в другой реальности. Ненавистный совковый церемониал, когда приходилось унижаться перед человеком в форме, уходит в прошлое. Получим ли мы цивилизованную процедуру — без очередей и нервотрепки, без ушлых контролеров в промасленных комбинезонах?
Главное новшество — переход права проведения техосмотра от государства к частным структурам, то есть его дебюрократизация. Важно помнить, что ТО отныне жестко привязан к ОСАГО, то есть приобрести полис автогражданки можно будет, только если техосмотр успешно пройден. Соответственно и дата очередного визита к диагностам будет зависеть от срока действия страховки.
Совершенно не стоит беспокоиться тем, кто нацелился на покупку нового или не сильно подержанного авто. До достижения трехлетнего возраста машине талон ТО вообще не положен, то есть первые три года страховая компания обязана будет заключить договор ОСАГО, не спрашивая владельца, пройден ли у того техосмотр. И в самом деле, выискивать блох в автомобиле, недавно сошедшем с конвейера, сертифицированном по российским стандартам и прошедшем предпродажную подготовку у официального дилера, несколько странно.
Головная боль ждет тех, кто думает приобрести аппарат старше трех лет. На учет в ГИБДД авто без ОСАГО не поставишь, а полис с 1 января без действующего ТО уже не продадут. Поэтому, прежде чем ударить по рукам, стоит поинтересоваться у продавца, какой именно год и месяц пробит на талоне. Загвоздка в том, что согласно закону об ОСАГО страховщик не имеет права заключить с вами договор, если талончик истекает более чем за шесть месяцев до предполагаемого окончания срока действия полиса. Проще говоря, тем, у кого ТО кончается меньше чем через полгода, страховки не видать. Если это ваш случай, лучше отказаться от покупки или смириться с тем, что придется ехать на пункт техосмотра, а уж затем страховаться и вставать на учет. С талоном, который имеет больший срок, можно спокойно оформлять новый полис ОСАГО и кататься с ним целый год, даже если ТО закончится раньше. Сам талон становится лишь документом для страховщика, гаишники на дороге спрашивать его не будут.
Схема ТО — ОСАГО — ГАИ осложнит жизнь тем, кто привык постоянно ездить без номеров, подмазывая гаишников или регулярно выписывая на себя новый договор купли-продажи, чтобы избежать штрафа за незарегистрированный автомобиль. Эти умники не платят транспортный налог и не проходят ТО. С 2012 года без визита на диагностику ОСАГО они не получат, значит, вырастет риск попасться по-крупному.
Увы, в новой системе хватает подводных камней. Во-первых, подержанный автомобиль не обязательно пройдет техосмотр с первого раза, тогда как на приобретение ОСАГО закон дает всего десять суток с момента возникновения права владения. За это время нужно будет починиться, нанести повторный визит к «доктору» и купить полис. Между тем запчасти для некоторых машин идут под заказ, ждать посылки можно неделями. Не успели? Тогда заказывайте эвакуатор.
Второй момент — финансовый. Раньше, если машина с ходу не прошла инспекцию, то в течение 20 дней, устранив проблемы, можно было один раз посетить пункт инструментального контроля (ПИК) совершенно бесплатно. Теперь мы такой льготы лишены, и в следующий заезд его владельцы предложат снова оплатить диагностику — правда, только тех недостатков, которые были выявлены при предыдущем визите. А если обратиться в другое место, выложить придется полную сумму. Такие странности возникли отчасти из-за того, что операторам техосмотра не разрешается устранять неисправности на месте, дабы не навязывать автовладельцам лишние услуги. На этом, кстати, настаивал президент. Между тем возможность починить автомобиль, не отходя от кассы, многим сэкономила бы если не деньги, то время.
Удручает и то, что все десять дней, отведенные на прохождение ТО и оформление ОСАГО, мы будем ездить без застрахованной ответственности и, случись ДТП, оплатим «банкет» из своего кармана. Впрочем, как рассказали «Итогам» представители Российского союза автостраховщиков (РСА), в перспективе можно будет переписать оставшийся срок действия полиса на нового собственника и тому не придется сломя голову нестись на пункт техосмотра.
Что же ждет нас после Нового года у, как их теперь называют, операторов ТО? Постановка машины на учет уже регламентирована по времени, то же произойдет и с техническим осмотром. В правилах для операторов предусмотрено, что на проверку соответствия документов и машины должно уходить не более пяти минут: перекуры отменяются. Максимальная длительность самой диагностики для легковых авто составит 30 минут. В перечне систем, представляющих интерес для контролера, остаются тормозная система (включая ABS), рулевое управление, внешние световые приборы, токсичность выхлопа, исправность ремней безопасности и работоспособность вспомогательного оборудования. Любопытный нюанс: при проверке современных автомобилей будут учитывать в том числе результаты диагностики, проводимой встроенным в машину бортовым компьютером. То есть горящие на приборке лишние лампочки могут подложить хозяину авто жирную свинью. Зато аптечка больше не актуальна. На безопасность движения она не влияет, так что проверять наличие чемоданчика с бинтами на ТО не станут. Логично.
Что касается машин с правым рулем и поворотниками красного цвета, то здесь работает принцип «закон обратной силы не имеет». Если такая машина в свое время была зарегистрирована по всем правилам и допущена к эксплуатации, то проблем с техосмотром не возникнет.
Изменится «бумажная» составляющая ТО. Раньше для проведения осмотра нам не нужно было заключать никаких договоров; с нового года придется это делать. В документе, который подпишут стороны, кроме перечня услуг указывается и взаимная ответственность. Это один из самых спорных моментов реформированного техосмотра. Если в ходе проверки не выявлено огрехов или их не занесли в диагностическую карту, то оператор должен возместить в полном объеме вред жизни, здоровью и имуществу автовладельца, а равно и другим пострадавшим, если авария произошла из-за неисправности. Да вот незадача: до сих пор непонятно, кто и как будет доказывать причинно-следственную связь между неисправностью и ДТП. Отрадно, конечно, что ответственность за техсостояние автомобиля несут конкретные компании, а не ГАИ, с которой никто никогда не судился и даже теоретически не мог получить никаких компенсаций. Но в стране, где на учете стоит 40 миллионов автомобилей, рынок ТО оказывается очень лакомым кусочком, и теперь главное, чтобы операторы и страховщики не снюхались во имя взаимной выгоды. Те и другие — лица заинтересованные.
В теории все ясно, однако как модернизированный техосмотр будет выглядеть на практике — большой вопрос. Доводить процесс до ума, похоже, собираются экспериментальным путем — тренируясь «на кошках», то есть на нас с вами. Это при том, что 2012 год станет рекордным по количеству желающих пройти ТО. К тем, кто по плану должен заехать на диагностическую линию, присоединится армия «амнистированных»: знаменитым постановлением правительства № 413 от 24 мая все талончики, истекавшие в 2011 году, автоматом пролонгировались на 12 месяцев. Вообще-то не совсем так: заламинированные карточки действуют не до проставленной на них даты, а до истечения срока действия полиса. Продлить ОСАГО по «амнистированному» талончику не получится. Кто-то заменил талон на новый, не проходя инструментальный контроль, кто-то нет — в любом случае им остается гулять лишь до окончания страховки.
После новогодних каникул могут начаться неразбериха и аврал, поэтому тем, кому по срокам светит ТО в будущем году, имеет смысл пройти его до Нового года, пока нет очередей. По крайней мере стоит озаботиться покупкой ОСАГО, чтобы оттянуть эпопею с техосмотром. Сделать это проще простого: достаточно прямо сейчас, до последнего дня года, расторгнуть старый договор и заключить новый — он будет действовать до декабря 2012-го.
Григорий КОШЕЛЕВ При участии Павла Седельникова
Куда податься
Час ПИК
Пройти техосмотр можно будет в любой точке страны, независимо от места регистрации транспортного средства. Заниматься им сможет кто угодно: станция техобслуживания, автосервис или автодилер, юрлицо или частный предприниматель — лишь бы имелась аккредитация РСА. Чтобы ее получить, кандидат в операторы ТО должен располагать необходимой технической базой и иметь в штате минимум одного технического эксперта. По сути, техосмотр превращается из государственной процедуры в рыночную: именно рынок отрегулирует необходимое количество пунктов ТО и будет стимулировать операторов предоставлять более качественную услугу — если автовладельцу не понравилось в одном месте, в следующий раз он, естественно, туда не поедет. Более того, любой из нас вправе пожаловаться на оператора в РСА, и тот может применить жесткие санкции, вплоть до отзыва аккредитации. Так же, в процессе естественного отбора, установятся и справедливые цены на услугу, однако в каждом регионе будет действовать свой предельный тариф — чтобы ограничить аппетиты операторов разумными рамками.
Как говорится, «гладко было на бумаге...». Идеологи нового техосмотра понимают, что механизм не отработан, а посему предусмотрели двухлетний переходный период, в течение которого можно оформить заветный талон и на старых пунктах инструментального контроля. Где его, как и сейчас, будет выдавать инспектор ГИБДД. Кстати, со временем бумажные документы, подтверждающие техническое здоровье машины, вовсе исчезнут: информация станет храниться в единой базе, доступ к которой скоро получат гаишники и страховщики. Хотя ПИКов осталось не так много из-за моратория на ТО, запертые ворота должны распахнуться снова: наплыв желающих ожидается нешуточный, а когда реально заработают коммерческие операторы и в каком количестве, неясно.
Вся пресса за 26 декабря 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 декабря 2024 г.
|
|
За рулем, 19 декабря 2024 г.
Страховщики с начала года продали 27 млн электронных полисов ОСАГО
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
«Вызывает серьезное опасение»: эксперты прокомментировали ситуацию со страховым мошенничеством в Новосибирске
|
|
Медвестник, 19 декабря 2024 г.
Бадма Башанкаев попросил страховщиков не «кошмарить» мелкие больницы
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
С 19 декабря средняя стоимость автозапчастей выросла в обновленной редакции справочников РСА на полпроцента
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
МСФО 17 создает ряд проблем для перестраховщиков и страховщиков
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
За 5 лет в РФ почти удвоилась доля возбуждаемых уголовных дел по заявлениям страховщиков о страховом мошенничестве
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
Расходы на страхование от государственных дефолтов возросли из-за падения цен на нефть на Ближнем Востоке
|
|
korins.ru, 19 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
ЦБ РФ предлагает снизить нижнюю границу тарифов в ОСОПО по ряду объектов
|
|
Рязанские ведомости, 19 декабря 2024 г.
В Рязанской области растет страховой рынок
|
|
Tazabek, Бишкек, 19 декабря 2024 г.
За 7 месяцев рынок страхования увеличился на 60%, - Госстраховая организация
|
|
НовостиВолгограда.ру, 19 декабря 2024 г.
Волгоград назвали одним из самых устойчивых к депрессии городов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
Отмечается рекордный рост использования страхования W&I в первой половине 2024 года
|
|
cbr.ru, 19 декабря 2024 г.
Страхование ответственности владельцев опасных объектов: снижение тарифов
|
|
Российская газета, 19 декабря 2024 г.
Магнитный полис
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
JP Morgan прогнозирует позитивные перспективы роста сектора страхования жизни
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
Новосибирская область стала лидером среди регионов СФО по выплатам в агростраховании
|
 Остальные материалы за 19 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|